Индийская мифология и медицина.

   Медицина ведического периода неразрывно связана с религией и мифологией и не может рассматриваться отдельно от них. Основа традиционного индийского общества – духовность и духовная культура. Фундаментальные аспекты ведической медицины присутствуют в древних писаниях.

   Индийское искусство медицины, основанное на магическо-религиозных верованиях и практиках, было зафиксировано в ранних учебниках медицины, написанных Чаракой и Сушрутой. В основе ведических медицинских представлений лежала уверенность в том, что различные благие и зловредные духи и божества могут оказывать как негативное, так и положительное  воздействие на человеческий организм. Следовательно, целью древнего целителя являлось умилостивление и контролирование таких сущностей. Идеальная гармония достигается при пребывании внутреннего и внешнего окружения человека (физического и духовного) в состоянии равновесия. Нарушение такого равновесия неизбежно вело к болезням. Целью медицинской практики – восстановление высшей гармонии, приведение всех составных частей к эквилибриму.

   Основными источниками информации при изучении связи индийской медицины и мифологии служат гимны, использовавшиеся в религиозных и медицинских ритуалах.

   Одной из важных составляющих частей традиции целительства является токсикология. Несколько гимнов «Атхарваведы» и «Ригведы» посвящено подробному описанию действий врача при укусах животных.

   Большое внимание уделяется фармакопее – искусству изготовления лекарственных препаратов, особенно из растений.  По всему тексту «Атхарваведы» раскиданы упоминания о целебных травах и снадобьях, получаемых из них. Традиция изготовления растительных лекарственных форм напрямую связана с почитанием божеств лекарственных растений.  Из наиболее популярных божеств такого рода можно выделить бога Куштху и богиню Арундхати. К Куштхе, персонифицированном одноименным растением, обращались за помощью при лихорадке-такман: «Высшая по имени ты, куштха, высший по имени твой отец. И якшму всю ты изгони, и лихорадку сделай лишенной сока!» (V, 4, 9), к лакше – для защиты от ран: «Кто тебя пьет, живет, ты спасаешь человека, ты ведь носительница всех и лоно людей» (V, 1, 2). С растением лакша связывалась богиня Арундхати. Мифология, связанная с куштхой, отсылает к другому ведическому растению – соме, использовавшемуся в религиозных обрядах. Куштха называется братом Сомы, его обителью считались Гималаи, место пребывания богов. Использование лекарственных растений вкупе с молитвенными обращениями к богам можно рассматривать как попытку придать большей эффективности древним ритуалам целительства. От врача требовалось знание не только терапевтической, на и ритуальной практики, позволявшей совершать обряды изгнания демонов, которые считались одной из основных причин болезни. Врач воспринимался как жрец, способный контролировать силы природы с целью возвращения их в состояние гармонии и равновесия. Такой священник-целитель пользовался относительной социальной свободой и не принадлежал к какой-либо определенной социальной группе, по крайней мере, не был жестко скован нормативным поведенческим кодексом. Указанное выведение лекарей из сложившейся системы общественных отношений, их контактирование с различными слоями общества, а также конкуренция со жрецами, исполняющими именно религиозные обряды, дало толчок к развитию нового подхода в медицине, который стал известен как аюрведа.

   В священных древнеиндийских писаниях зафиксированы многие истории, которые показывают, что в ведическую эпоху была развита сайнья чикитса (лечение армии, войска), или же просто чикитса (лечение). В древнейшем собрании религиозных гимнов «Ригведе» присутствуют неединичные примеры, когда ведийские божества Ашвини Кумары, которые появляются перед рассветом в золотой колеснице и приносят людям богатство, предотвращают неудачи и болезни, выполняли удивительные хирургические операции. Например, дочери царя Равела Вишакхе были изготовлены стальные ноги, а мудрецу Дадхичи была вставлена лошадиная челюсть. Таким образом, Аюрведическая медицина являлась составной частью общей духовной культуры Древней Индии.

 

Сергей Матвеев

Автор книг "Нумерология денег", "Учебник тибетского языка", "Астрология денег" и других...